Актуальность темы эксперимента
В учебном комбинате третий год проводится экспериментальная работа, руководство которой осуществляет кафедра технологии НИРО. Основные направления экспериментальной работы определяются группой педагогов МУК и заместителем директора Силяковой Н.П. Исследование проводят преподаватели пограммирования и профориентации Князева И.В., Кормишева И.В., Сорокина Е.В.
Тема эксперимента
Оценка показателей развития творческого мышления старшеклассников в проектном методе обучения на уроках технологии.
Творчеству в современном образовательном процессе отведено своеобразное место: место дополнения к образовательному содержанию. Ни объем знаний, приобретенных в готовом виде, ни умения, освоенные по образцу, не обеспечивают приобретение человеком творческого опыта. С опытом творческой деятельности связано формирование определенных качеств личности, которые нельзя развить, передавая в готовой форме знания и умения: гибкости и свободы мышления и суждений, инициативности.
В практической педагогике существуют различные подходы к развитию творчества и основаны они на системе творческих и исследовательских заданий, технологии проблемного обучения. Технология ориентирована на поиск резервов умственного развития учащихся, формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности. Суть проблемного обучения заключается в создании проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учителя и учащегося.
Опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения, моделирования творческих действий демонстрирует рост показателей креативного мышления.
Экспериментальное исследование проводится в рамках обучения на профиле «Технология по-строения профессионального проекта» и "Основы Web-программирования" для учащихся 10-х и 11-х классов.
Цель и задачи эксперимента
Гипотеза эксперимента
Проектный метод обучения улучшит эмоционально-психологические характеристики учащихся, повысит мотивацию и уровень знаний умений и навыков путём влияния его на развитие творческого потенциала.
Цель работы
Изучить и дать оценку особенностям и возможностям развития и активизации творческого мышления старшеклассников при использовании метода проектов на уроках технологии.
Задачи эксперимента
  • Изучить комплексную методику диагностики развития творческого мышления старшеклассников по П. Торренсу
  • Провести тестирование учащихся по П.Торренсу на начальном и итоговом этапе проектирования
  • Разработать содержательный и оценочно-результативный компоненты учебной программы по проектированию
  • Обучить учащихся практическому использованию знаний как средств формирования новых качеств личности (креативности, ответственности перед обществом), ориентировать на выбор профессий
  • Разработать и провести анкетирование по самооценке психической активации, мотивации и комфортности на начальном и итоговом этапе проектирования
  • Обработать результаты тестирования и подтвердить гипотезу исследования о развитии творческого мышления учащихся при проектном методе обучения на уроках технологии, повышении мотивации к обучению и успеваемости
  • Диагностика развития творческого мышления старшеклассников по П. Торренсу
    Тест «Незавершённые фигуры»
    В исследовании приняли участие 45 старшеклассников 15—17 лет, обучающихся в МОУ МУК. Для исследования развития творческих способностей применялся тест П. Торренса «Незавершённые фигуры». Ученикам был предложен тест до (декабрь - окончание 1 полугодия) и после (май - окончание 2 полугодия) учебного модуля «Проектирование».
    Креативность – способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта. Показатели креативности по П. Торренсу: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. Результаты тестирования учеников определялись данными критериями, а затем были собраны в таблицы.
    1. Беглость. Этот показатель определялся подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен 10. Данный критерий показывает, что старшеклассники выполняют, в основном, от восьми до десяти заданий. Все ученики выполнили все задания за фиксированное время.
    2. Гибкость. Этот показатель определялся числом различных категорий ответов. Данный критерий оценивает разнообразие идей. Если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности и (или) низкой мотивации. При тестировании «ДО» ученики имели уровень «ниже нормы», а при тестировании «ПОСЛЕ» количество учеников «ниже нормы» почти нет.
    3. Оригинальность. Этот показатель определялся 0, 1 или 2 баллами согласно спискам категорий. Премиальные баллы добавлялись за неочевидные и оригинальные ответы и решения. Показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, высокие значения этого показателя характеризуются высокой интеллектуальной активностью. По показателю (50±10 баллов) ученики характеризуются «нормой» при тестировании и «ДО» и «ПОСЛЕ», но при этом все ученики улучшили свой результат.
    4. Разработанность. Этот показатель определялся тщательностью разработки. При оценке ответов баллы определялись за каждую деталь и идею, дополняющую исходную фигуру. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. По данному показателю (50±10) при тестировании «ДО» многие характеризуются уровнем «ниже нормы» или не дотягивают до 50 баллов, но при тестировании «ПОСЛЕ» все ученики заметно улучшили свой результат.
    Подтверждение гипотезы
    Обработка результатов педагогического эксперимента позволила проверить гипотезу на истинность. В таблицах были представлены данные об изменении показателей творческого мышления учеников в двух группах: беглости, гибкости, оригинальности и тщательности разработки идей — до и после проектирования. Все первичные данные переведены в Т-шкалу, согласно результатам стандартизации показателей, проведенной П. Торренсом.
    Анализ полученных результатов показал, что все частные, а соответственно и суммарные показатели творческого мышления достоверно увеличились после проведенного обучения. При этом важно отметить, что наиболее сильные различия в величине изменений показателей творческого мышления были отмечены по критериям «Оригинальность» и «Разработанность», особенно в группе 11 класса.
    В результате исследования была подтверждена правильность выдвинутой гипотезы: проектный метод обучения программированию и информационным технологиям улучшил эмоционально-психологические характеристики учащихся, повысил мотивацию и уровень знаний умений и навыков путём влияния его на развитие творческого потенциала.

    Hosted by uCoz