Актуальность темы экспериментаВ учебном комбинате третий год проводится экспериментальная работа, руководство которой осуществляет кафедра технологии НИРО. Основные направления экспериментальной работы определяются группой педагогов МУК и заместителем директора Силяковой Н.П. Исследование проводят преподаватели пограммирования и профориентации Князева И.В., Кормишева И.В., Сорокина Е.В.Тема эксперимента Оценка показателей развития творческого мышления старшеклассников в проектном методе обучения на уроках технологии. Творчеству в современном образовательном процессе отведено своеобразное место: место дополнения к образовательному содержанию. Ни объем знаний, приобретенных в готовом виде, ни умения, освоенные по образцу, не обеспечивают приобретение человеком творческого опыта. С опытом творческой деятельности связано формирование определенных качеств личности, которые нельзя развить, передавая в готовой форме знания и умения: гибкости и свободы мышления и суждений, инициативности. В практической педагогике существуют различные подходы к развитию творчества и основаны они на системе творческих и исследовательских заданий, технологии проблемного обучения. Технология ориентирована на поиск резервов умственного развития учащихся, формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности. Суть проблемного обучения заключается в создании проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учителя и учащегося. Опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения, моделирования творческих действий демонстрирует рост показателей креативного мышления. Экспериментальное исследование проводится в рамках обучения на профиле «Технология по-строения профессионального проекта» и "Основы Web-программирования" для учащихся 10-х и 11-х классов. |
|||
Цель и задачи экспериментаГипотеза экспериментаПроектный метод обучения улучшит эмоционально-психологические характеристики учащихся, повысит мотивацию и уровень знаний умений и навыков путём влияния его на развитие творческого потенциала. Цель работы Изучить и дать оценку особенностям и возможностям развития и активизации творческого мышления старшеклассников при использовании метода проектов на уроках технологии. |
|||
Диагностика развития творческого мышления старшеклассников по П. Торренсу
В исследовании приняли участие 45 старшеклассников 15—17 лет, обучающихся в МОУ МУК. Для исследования развития творческих способностей применялся тест П. Торренса «Незавершённые фигуры». Ученикам был предложен тест до (декабрь - окончание 1 полугодия) и после (май - окончание 2 полугодия) учебного модуля «Проектирование». |
|||
Подтверждение гипотезыОбработка результатов педагогического эксперимента позволила проверить гипотезу на истинность. В таблицах были представлены данные об изменении показателей творческого мышления учеников в двух группах: беглости, гибкости, оригинальности и тщательности разработки идей — до и после проектирования. Все первичные данные переведены в Т-шкалу, согласно результатам стандартизации показателей, проведенной П. Торренсом.Анализ полученных результатов показал, что все частные, а соответственно и суммарные показатели творческого мышления достоверно увеличились после проведенного обучения. При этом важно отметить, что наиболее сильные различия в величине изменений показателей творческого мышления были отмечены по критериям «Оригинальность» и «Разработанность», особенно в группе 11 класса. В результате исследования была подтверждена правильность выдвинутой гипотезы: проектный метод обучения программированию и информационным технологиям улучшил эмоционально-психологические характеристики учащихся, повысил мотивацию и уровень знаний умений и навыков путём влияния его на развитие творческого потенциала. |